Детей научат противостоять манипуляциям

Детей

По инициативе Минздрава России в средних школах планируется ввести -курс психологии, который будут преподавать в рамках ОБЖ. Одной из задач нового курса станет обучение детей противостоянию манипуляции ими со стороны взрослых. По словам главного психиатра Минздрава Зураба Кекелидзе, уже подобрана команда авторов и специалистов, которые напишут -учебники для средних школ. -

— -С учебниками ситуация наконец-то сдвинулась, уже началась работа. Есть коллектив авторов, которые создадут учебники для 3–11-х классов. Черновые -варианты пособий для третьего и четвертого классов уже готовы, — -рассказал «Известиям» генеральный директор Федерального -медицинского -исследовательского -центра психиатрии и наркологии им. -В.П. Сербского, главный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе. -

Помимо учебников для школьников, готовится курс лекций по детской и подростковой психологии для педагогов. А вопрос о точных -сроках -введения новой дисциплины будет решаться на правительственном уровне.

— -Первое совещание у вице-премьера Ольги Голодец по вопросам развития психологической службы в школах пройдет в январе 2017 года, — -сообщил -«Известиям» пресс-секретарь Ольги Голодец.

По словам директора центра Сербского, на данном этапе решено, что новая дисциплина будет преподаваться в рамках школьного курса ОБЖ. Предполагается, что всего на психологическое просвещение школьников будет отведено 20 часов: урок будет проходить раз в неделю в течение 20 недель.

В пресс-службе Министерства образования «Известиям» сказали, что пока Минздрав к ним не обращался.

— -К нам -не поступало каких-либо предложений или инициатив о дисциплине «психология» в школьной программе, в то же время Министерство образования уделяет большое внимание развитию психолого-педагогической подготовки учителей как важному элементу в работе с детьми — -прежде всего -путем повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов. Министерство образования всегда открыто к диалогу и сотрудничеству с экспертными организациями и, в частности, ведет обсуждения с федеральным медицинским исследовательским центром им. В.П. Сербского, — -сообщили в пресс-службе ведомства.

Когда именно будет введен новый курс, зависит не только от того, когда появятся учебники -для школьников, но и от того, когда будут созданы пособия для школьных психологов и педагогов. Но уже ясно, какие именно темы будут освещены в учебниках.

Зураб Кекелидзе пояснил, что учебники будут затрагивать важные для детей и подростков темы: от дружбы -до первой любви и профилактики ранних беременностей. Еще один вопрос, который будет рассматриваться в рамках нового учебного курса, — -это психологический допинг.

— -Есть допинг химический, о котором слышали все, а есть психический или психологический. Существует -расхожее слово «замотивировать». А что значит замотивировать? -Это психологически воздействовать. До какого предела можно подростка замотивировать? Выдержит ли он? -Один сможет, -а второй — -нет. Структура личности другая. Эти всё -очень серьезные вопросы, и мы обязательно включим их в учебник, — -подчеркнул главный психиатр.

По словам Зураба Кекелидзе, первой тему психологического допинга затронула известная фигуристка и -депутат Ирина Роднина на совещании антидопингового комитета.

— -Ребенок с детства должен знать, что любой допинг — -это плохо. Неважно — -химический он -или психологический. На меня сейчас могут обидеться некоторые родители, но нередко папы и мамы превращаются в рантье. Они хотят вырастить хорошего спортсмена или ученого, который будет много зарабатывать и потом содержать их. Нагружают ребенка по максимуму, но при этом не заботятся о его психологическим состоянии. Поэтому лучший защитник для ребенка — -он сам, но -вооруженный знаниями и умением противостоять разным видам манипуляций, — -считает Зураб -Кекелидзе.

Директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава РФ Татьяна Клименко рассказала «Известиям», что в рамках школьного курса -психологии будет рассказано и о нормах общения, о которых современные дети порой не знают. Например, как принимать гостей, что дарить мальчикам и девочкам, другая -полезная информация.

— -Мы зачастую говорим -своим детям, что именно надо делать, но не объясняем — -как. Например, советуем -избегать конфликтов. А их нужно не избегать, а уметь преодолевать. Еще ребенка нужно научить говорить «нет», уметь выражать свое несогласие. Занятия по психологии как раз и решат эту задачу, — -подчеркнула Татьяна Клименко. Она также отметила, что -отдельные главы в учебниках будут посвящены профилактике наркозависимости среди подростков.

Однако не все психологи поддерживают идею введения в школах уроков психологии. Вице-президент межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку Ирина Медведева полагает, что пособия по психологии могут нанести детям вред.

— -Моя практика показывает, что чем меньше заостряешь внимание детей на психологии, тем это лучше для их психики. Особенно это вредно подросткам, которые и так склонны к самоанализу -и иногда очень далеко заходят в этом, что ведет к эмоциональным отклонениям. Подростки-мальчики более мнительны, чем девочки. Они будут читать, например, о манипуляциях, и проецировать всё -на себя, — -пояснила детский психолог. — -А если в учебнике хоть слово будет сказано о манипуляциях со стороны родителей, то это вообще преступно. Любое воспитание -можно назвать манипулятивными технологиями. И это лишний повод поссорить детей с родителями.

Ирина Медведева отметила, что психология — -узкоспециальное знание, и далеко не всем взрослым эта дисциплина нужна. Что касается детей, то они и так сейчас сильно загружены в школе, и в новом предмете, по ее мнению, необходимости нет. -